Зрелость: "Золотой век" художественной ковки
Несмотря на то, что в архитектуре 17 века наметились значительные стилевые изменения, кузнечное ремесло долгое время оставалось консервативным. Новые архитектурные формы продолжали украшать решетками, выполненными по канонам 16 века.
Рис. 1. Фрагменты декоративных решеток
Отправной точкой для смены стиля послужило изменение основного элемента решетки — все того же круглого прутка, определившего характер кузнечного творчества вплоть до тридцатых годов 18 века. Круглые прутки закручивались в спирали и кольца подобно каллиграфическому письму. В местах соединения прутки расплющивались и оформлялись в виде листьев, на которых нередко выполняли гравировку.
Уже во второй половине 17 века у Европы в области кузнечного художественного творчества появляется единая "законодательница мод" — Франция. С восшествием на престол Людовика 14 (1638-1715) во Франции начинается период расцвета абсолютной монархии. С возникновением мануфактур появляются первые признаки капиталистического предпринимательства. В искусстве и художественных ремеслах воцаряется новый стиль — барокко, который своей пышностью, торжественностью и чрезмерностью как нельзя лучше отражает господство абсолютизма (цв. вставки 9,37). В начале 18 века "французский вкус" распространяется по всей Европе и становится самым модным и авторитетным на протяжении нескольких столетий.
Развитие кузнечного дела во Франции было тесно связано с оживлением строительства, поэтому французские кузнецы 17-18 веков работали в тесном контакте с архитекторами. Более того, часто бывало так, что кузнец отталкивался от проекта, предложенного архитектором, к которому необходимо было приспособить технику ковки. Главный акцент в кузнечном деле эпохи барокко делался не на технике ковки, которая оставалась прежней. Новшества касались главным образом стилевых особенностей кованых изделий. Основным элементом решеток в стиле барокко был акантовый лист, сопровождавший круглые и скрученные в спирали прутья. Не отказалось барокко и от средневековых четырехгранных и плоских прутков, которые теперь использовались по-новому. Отдельные прутья не пересекались, а лишь соприкасались друг с другом. Линии прутьев стали кривыми и нередко С-образно закручивались (цв. вставки 34, 36).
Если первые работы французских кузнецов находились под влиянием своих европейских соседей, то уже в 18 веке французы достигли такого мастерства в кузнечном ремесле, что начали диктовать свои условия всей Европе.
Французские альбомы с проектами кованых изделий быстро расходились по кузнечным мастерским. В Германии наряду с традиционными областями кузнечного ремесла в Рейнской области, Аугсбурге и Нюрнберге возникли новые центры в Мюнхене, Вюрцбурге и других городах. Повышался уровень технического уровня оборудования, увеличивался выбор обрабатываемого материала, а в месте с ними возрастало качество конечного продукта.
Масштабные изменения коснулись внешнего облика Вены, столицы габсбургской монархии. Появление новых роскошных построек способствовало развитию художественных ремесел. Государственные и общественные здания столицы украшались коваными решетками на балконах, люнетах и парапетах. Венец венской архитектуры эпохи барокко — дворцовый комплекс Бельведер, построенный по проекту архитектора Л. Хиль-дебрандта в 1693-1724 гг. Для украшения замка и придания ему показной роскоши среди прочих декоративных приемов были использованы кованые изделия.
Зрелость: "Золотой век" художественной ковки часть [2] ...
|