Зрелость: "Золотой век" художественной ковки
Масштабные изменения коснулись внешнего облика Вены, столицы габсбургской монархии. Появление новых роскошных построек способствовало развитию художественных ремесел. Государственные и общественные здания столицы украшались коваными решетками на балконах, люнетах и парапетах. Венец венской архитектуры эпохи барокко — дворцовый комплекс Бельведер, построенный по проекту архитектора Л. Хиль-дебрандта в 1693-1724 гг. Для украшения замка и придания ему показной роскоши среди прочих декоративных приемов были использованы кованые изделия.
Ближе к середине 18 века происходит постепенное отмирание стиля барокко и замена его на новое стилевое направление — рококо (цв. вставки 19, 29,30, 31, 51). Распространение рококо также началось с Франции, где его господство пришлось на непродолжительный период правления Людовика XV и Людовика XVI. Первые приметы нового стиля появились уже в эпоху Людовика XIV (например, в работах Р. де Котта и Л.Фордена). В эпоху рококо декоративный фактор становится доминирующим, подавляя конструктивность изделия. Производство решеток отошло на второй план, уступив место изготовлению балконов, перил, фонарей, домашней мебели, ажурных деталей украшения интерьера, а также похоронных принадлежностей, в которых стиль рококо удачно сочетался с элементами прежних стилей.
Художественные изделия в рокальном стиле отличала подчеркнутая асимметричность, дробность и одновременно легкость и изящность за счет уменьшения толщины элементов. Расположение S— и С-образных кривых, а также их взаимное соединение стало более свободным. Пустоты между тонкими прутками обильно заполнялись всевозможными гирляндами, букетами, фестонами. Акантовый лист продолжал оставаться основными элементом орнамента, только теперь к нему присоединился еще один типичный для рококо мотив — раковина. В изделиях кузнечного ремесла мотив раковины появился позже, чем в интерьере. В целом, можно сказать, что в эпоху рококо наблюдалось затухание кузнечного ремесла. Кованые изделия потеряли свое композиционное значение, превратившись лишь во вспомогательный элемент.
Одновременно с барокко в эпоху правления Людовика XIV появился еще один стиль, который достиг наивысшего расцвета лишь в конце 18 века. Речь идет о классицизме и его завершающей стадии — ампире (1-я половина XIX в) (цв. вставка 27). Первые признаки перехода к классицизму появились на закате рококо. Окончательно новый стиль был сформулирован в 1757 г. Г. Бономом. В области художественной ковки — это 70-е годы 18 столетия, эпоха правления Людовика XVI. Сам французский монарх был страстным любителем кузнечного дела. В королевской резиденции он организовал собственную кузнечную мастерскую, где пропадал целыми днями. В остальной части Европы классицизм появился примерно в то же время, что и во Франции — в последней четверти 18 века. В это время доживал свои последние мгновения недолговечный стиль рококо.
Основой для возникновения ампира послужили раскопки в Помпеях, возродившие интерес к античной культуре. Кузнечные изделия периода классицизма отличают простота, лапидарность, четкость линий, строгая симметрия и преобладание геометрических фигур. Наряду с барочными элементами (акантовым листом, фестонами, цветами, лавровыми листочками) распространены окружности, венки и меандры. В орнаменте преобладают прямые гладкие прутья, соединенные попарно. Часто встречаются парные волюты эллиптической формы, тянущиеся параллельно друг другу и на концах сваренные и скрученные в простую улитку. В середине волюты обычно располагается цветочный мотив из акантовых листьев.
Рококо и классицизм завершили процесс упадка кузнечного ремесла, еще совсем недавно переживавшего свой звездный час. ... Зрелость: "Золотой век" художественной ковки часть [1]
|