Совершенствование мастерства
В середине 18 века предметы из железа буквально заполонили ярмарки и торговые ряды. Особенно много было изделий из листового железа, которые быстро начинали ржаветь. Чтобы предохранить металл от преждевременного разрушения, изделия из листового железа стали расписывать масляными красками и сверху покрывать лаком. Сначала на Урале, а затем и в других русских городах появились мастерские по производству расписных железных подносов. Техника изготовления железного подноса была следующей. Кузнец вырезал из железного листа заготовку в виде овала, круга, прямоугольника или иной фигуры. Заготовку выколачивали на специальной наковальне с углублением, соответствующим форме подноса. Такие наковальни назывались "желобильнями". Выколоченный поднос выравнивали молотком, шпаклевали, грунтовали, расписывали масляными красками и покрывали несколькими слоями масляного лака. Именно на основе описанной достаточно примитивной техники взросло мастерство народных живописцев из подмосковной деревни Жостово.
В конце 19 века самым распространенным кровельным материалом в городах стал листовой металл, из которого достаточно скоро начали изготавливать флюгера, коньки, воронки водосточных труб и прочие функциональные украшения крыши, декорированные ажурной просечкой (рис. 6, цв. вставка 40). Флюгера помещали не только на гребне крыши, но и на вершине печной трубы. Вдоль конька крыши укрепляли просечной гребень, по краям которого нередко устанавливали миниатюрные башенки, напоминающие сказочные терема.
Рис. 5. Разновидности ручек-стукал
Рис. 6. Фигурное изображение конька, украшающего крышу
На рубеже 19-20 веком в России, как и на территории Европы, особой популярностью пользовался стиль "модерн". В это время в крупнейших русских городах появляются красивейшие здания, щедро украшенные асимметричными решетками с динамичным орнаментом (цв. вставки 29, 35, 36). Часто рисунок ограды переходит на стену и продолжается в ином материале. ... Совершенствование мастерства часть [1]
|