Юность: кузнечное ремесло в средние века
В 13 веке появляются первые отчетливые признаки специализации в кузнечном ремесле: гомогенная масса кузнецов дробится на шлемников, кольчужников, латников, щитников, баллистариев (ремесленников, производящих приспособления для стрельбы), лопатников, спицечников, ножовщиков (которые в свою очередь делятся на ножничников и ножиковщиков), игольников,пильников, гвоздников, бидонщиков, жестянщиков, замочников, копейщиков, монетчиков, поясников, пряжечников, лудильщиков и всевозможных граверов по металлу (цв. вставки 3,4). Каждое из перечисленных направлений кузнечного мастерства становилось самостоятельным ремеслом. Специализацию большинства ремесленников можно легко определить по названию. В частности замочники занимались изготовлением замков и решеток, шлемники — шлемов и т.д.
В 16 веке цеховая организация становится тормозом дальнейшего прогресса. Закостенелая организация городских цехов, в которую попасть постороннему человеку практически невозможно, препятствовала приливу новых ремесленников. Между тем потребность в художественных изделиях постоянно росла. Это объяснялось, с одной стороны, развитием денежной торговли и роста числа рынков, с другой стороны, накоплением капитала у среднего слоя горожан (мещан), занимающихся торговлей. В Италии появились первые мануфактуры.
Основным интересом кузнечного дела 16-17 веков были декоративные решетки, поэтому совершенствование кузнечной технологии шло в рамках изготовления именно этого предмета. Четырехгранные прутья были заменены более удобными в работе круглыми прутками, холодная клепка — ковкой в горячем состоянии. В местах пересечения прутков делались просечки, в которые они продевались. Решетка из круглых прутков была не менее прочной, чем готическая, но одновременно более легкой и изящной. В некоторых случаях решетки напоминали застывшее в железе тончайшее кружево (рис. 1).
В конце средних веков впервые появляется феномен авторства. Если до этого произведения художественных ремесел были анонимны, то в 16 веке они обретают имена мастеров, изготовивших их. Благодаря именным клеймам в анналах европейской истории сохранились имена таких кузнецов, как Ганс Мез-гер (решетка у надгробия Фуггеров в церкви Св. Ульриха в Ауг-сбурге), Ганс Руге (решетка ратуши в Люнебурге), Паулюс Кун (Красный колодец в Нюрнберге), Фр. Де Саламанка (решетка кафедрального собора в Севилье), испанец Бартоломео (решетка кафедрального собора в Гранаде) и др.
Расширение сети металлургических предприятий, появление новых технологий обработки металла и соответственно новых инструментов, изобретение круглого прутка, общий подъем в культурной и художественной жизни многих европейский стран, — все это способствовало прогрессу в области кузнечного ремесла. ... Юность: кузнечное ремесло в средние века часть [1]
|