Возрождение: век промышленной революции
Первые признаки возрождения интереса к ремеслам появились в конце 19 столетия. Значительную роль в этом процессе сыграли всемирные выставки, на которых экспонировались произведения художественных ремесел. В Англия возникло движение прерафаэлитов, появились объединение У. Морриса и "Движение искусств и ремесел", которые заложили основы нового стиля — модерна, возникшего на рубеже 19-20 веков и просуществовавшего примерно до 1914 года.
Модерн отличался повышенной декоративностью, базировавшейся на плавных, причудливо изогнутых линиях, вычурных растительных и животных орнаментах (цв. вставки 25, 45, 52, 60). Для форм модерна была характерна подчеркнутая асимметрия, при которой, тем не менее, создавалось впечатление гармоничной композиции. Основополагающим понятием модерна и его главной приметой была стилизация. Художник брал природную форму и подвергал сознательной стилизации, после которой ее практически невозможно было узнать. Стилизовалось практически все. Благодаря модерну границы между отдельными видами искусства стали проницаемыми, а то и вовсе исчезли. Благодаря модерну художник-прикладник (ремесленник) встал на одну ступень с художником-монументалистом.
Эпоха расцвета художественных ремесел стала временем расцвета и кузнечного дела. Снова вошли в почет ручная работа и традиционные способы обработки металла, которые подчинялись новым задачам. Вернулись сварка, пайка, клепка и продевание. Металл всех сечений обрабатывали исключительно в нагретом состоянии. С целью усиления художественной выразительности изделий художники-прикладники использовали комбинацию различных металлов. При этом основа всегда была железной. Художников-модернистов отличало внимательное и уважительное отношение к пластическим свойствам материала.
... Возрождение: век промышленной революции часть [1]
|